В 2024 году резко выросло количество обращений российских медиахолдингов-правообладателей по поводу блокировки в выдаче поисковиков ссылок на пиратский контент, пишет «Коммерсантъ».
Как сообщила «Коммерсанту» компания «Яндекс», число ссылок на сайты и страницы с пиратским контентом, которые российские правообладатели внесли в реестр в рамках антипиратского меморандума, в 2024 году составило 180 млн, более чем вдвое превысив показатель 2023 года в размере 89 млн ссылок. В 2022 году в реестр было внесено 76,5 млн ссылок, а с начала действия меморандума в 2018 году до марта 2021 года «Яндекс» добавила в реестр 15 млн ссылок на пиратский контент.
Антипиратский меморандум был подписан поисковиками «Яндекс», Mail.ru, Rambler и правообладателями в РФ, включая производителей видеоконтента, 1 ноября 2018 года. Согласно документу, интернет-платформы обязаны удалять из выдачи ссылки на пиратские ресурсы во внесудебном порядке.
В сентябре 2023 года Роскомнадзор сообщил о присоединении к меморандуму книжной и музыкальной отраслей. Впрочем, как утверждают издательства, включение в реестр пока не принесло ожидаемых результатов, поскольку он разрабатывался исключительно для нужд кинокомпаний.
В «Газпром-медиа холдинге» (ГПМХ, включает телеканалы НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Пятница!» и др.) рассказали, что в прошлом году инициировали блокировку около 17,4 тыс. сайтов. В частности, из выдачи «Яндекса» по его запросу было удалено более 6,2 млн ссылок, из выдачи Google — около 5 млн ссылок, что превышает показатель 2023 года на 17 %. Наибольшей популярностью у пиратов пользовались такие проекты, как «Жвачка», «Плевако», «Фарма», «Жуки», «Прелесть», «Красный 5», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Бременские музыканты», «Сто лет тому вперед».
В свою очередь, в «Национальной медиа группе» направили примерно на 60 % больше запросов, чем в 2023 году, на блокировку пиратского контента, включая такие проекты, как «Трудные подростки», «Слово пацана. Кровь на асфальте», «Библиотекарь», «Плакса».
Также в 2024 году выросло число исков, в связи с нарушением авторских прав. Например, ГПМХ инициировал 904 судебных процесса, по 775 из них вынесены решения в пользу холдинга с возмещением ущерба в более чем 15,9 млн руб., что на 30 % больше, чем в 2023 году.
Большие суммы взысканий заставляют нарушителей идти с ГПМХ на контакт в поисках путей урегулирования конфликта, говорит директор департамента обеспечения защиты интеллектуальной собственности «ГПМ Цифровые инновации» Павел Русаков. «Например, в 2024 году мы провели успешные переговоры с администраторами нескольких пиратских сайтов, по итогам которых с площадок был удалён контент компаний ГПМХ», — сообщил он.
В Медиакоммуникационном союзе (объединяет телеком- и медиакомпании) связывают увеличение числа пиратских ссылок в реестре с ростом эффективности работы правообладателей по защите контента. При этом число охраняемых единиц контента не сильно выросло, утверждают источники на медиарынке. По данным «Индекса Кинопоиска Pro», российские онлайн-кинотеатры даже сократили в 2024 году число выпускаемых проектов на 25 %, с 201 до 151.
Как полагает источник «Коммерсанта», такой рост показателей можно объяснить только двумя факторами: или крупные российские правообладатели резко увеличили число ссылок на одну охраняемую единицу контента, или же иностранные правообладатели (Sony, Universal, Warner, Disney) отказались от правовой охраны своего контента.
—